Средства военной связи

Что означают слова «командирский голос»? Голос мощный и властный? Нет. Опытного командира можно узнать по голосу сорванному и хриплому. Как в старину, так и в наше время офицеру приходится много кричать. Ведь даже от самой мудрой и своевременной команды не будет никакой пользы, если ее никто не услышит.

Но далеко ли можно подать сигнал голосом, даже если он таков, что от него гаснут свечи и приседают кони? Уже в древности для управления войсками стали применяться более эффективные средства передачи информации — знамена и музыкальные инструменты. Тем не менее и их «дальнобойность» ограничивалась пределами поля боя. Исход же войны часто зависел от организации взаимодействия между отрядами и крепостями, удаленными друг от друга на десятки и сотни километров.

Гонцы

Самый очевидный способ передачи информации на большие дистанции — само собой, посылка гонцов. Долгое время сообщения были устными и часто рифмованными для простоты запоминания. Так, генералы Чингисхана вынуждены были сочинять и разучивать со своими посыльными целые песни. Ведь ни сам великий монгольский полководец, ни его люди не знали грамоты.
Конечно же, переданную с посыльным весть в пути подстерегало множество опасностей. Гонец мог забыть ее, мог заблудиться или не успеть к сроку. В военное время его могли перехватить, а затем убить или выпытать у него содержание послания. Наконец, враги могли гонца подменить, отправив вместо него другого, с иной, выгодной им вестью.
Даже самые примитивные формы письменности резко улучшали «качество связи». Перуанские «почтальоны», спеша по длинным дорогам империи инков, передавали кипу — связки цветных шнуров с завязанными на них узелками. С помощью узелков (либо раскрашенных бобов в мешочках) «записывались» трудные для запоминания числительные. Сам же гонец на словах лишь объяснял, что они значат.
Для того чтобы привлечь к себе внимание, посыльный часто носил трубу.
Доставить адресату письменные депеши было существенно проще: по дороге усталый или раненый гонец мог передать их другому. Но и похитить письмо было нетрудно. Потому наиболее важную информацию гонцы даже в новое время передавали только устно. Иногда важная и секретная депеша содержала лишь часть информации и была бесполезной и непонятной без того, что гонец передавал на словах. Иногда записка лишь подтверждала «полномочия» гонца.
Так как послание часто требовалось доставить срочно, скороходу, кроме отличной памяти, требовалось еще и умение не только «скоро» ходить, но и бегать на большие дистанции. Ацтеки и инки специально отбирали и тренировали для доставки депеш самых выносливых мальчиков. Афиняне же, по сообщению Геродота, перед сражением при Марафоне послали за помощью в Спарту. По легенде бегун преодолел 220 километров всего за одни сутки!
В способность человека пробежать за день свыше 200 километров, впрочем, не верили и сами греки. Потому в пересказе той же легенды Лукианом гонец был отправлен на впятеро меньшее расстояние из Марафона в Афины, а добежав, умер.
На самом деле хорошо тренированный человек может преодолеть за день 100 километров и вполне способен потягаться даже со всадником на очень выносливом коне. Но на сравнительно коротких дистанциях лошадь намного быстрее. Расставив через каждые 30 километров посты для смены усталых коней, можно передавать сообщения на 300 и более километров в день. Персы, первыми в истории человечества создавшие гигантскую империю, первыми выстроили и необходимую для управления почтовую эстафету — протянувшуюся на 2400 км «Царскую дорогу».
По легенде марафонский бегун так спешил в Афины, что забыл снять доспехи. В наше время забеги на 40 километров проходят без жертв.
Как в древней Персии, так и на Руси (после создания в 17 веке государственной почты) указы и письма небольшой важности на каждом посту передавались следующему всаднику. Но документы секретные, часто сопровождаемые устным разъяснением, от начала и до конца, буквально не выпуская из рук, вез один гонец — нарочный (то есть специальный).

Даже в бою — если сообщение было сложным или расстояние для связи с помощью труб и знамен оказывалось слишком велико — приказ отряду передавали гонцы. Римляне именовали их контрубеналами. Так как на поле боя вероятность гибели посыльного была очень велика, отправлялись контрубеналы обычно втроем, причем разными маршрутами.

Голубиная почта

До открытия радиосвязи наиболее эффективным, надежным и быстрым способом передачи сообщений была голубиная почта. Максимальная скорость почтового голубя составляет 80-100, а средняя — около 40-60 километров в час. Максимальной же дистанцией (летом, в идеальную погоду) считается 1000-1200 километров. Не больших расстояниях вероятность гибели птиц в пути слишком велика, даже если выпускать их по трое, как контрубеналов. Хотя известны случаи, когда голубям удавалось вернуться домой с расстояния две, три и даже пять с половиной тысяч километров.
Главную особенность голубиной почты стоит подчеркнуть особо. Голубь, будучи выпущен, немедленно возвращается в привычную ему голубятню, откуда он был увезен в корзине или клетке. Никуда больше голубя послать нельзя. В фэнтезийном цикле Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» ученые вороны разносят письма в любое место на карте. Но в реальности голубь может «знать» только один адрес.
При полете на большие дистанции голубь вынужден делать посадки для «дозаправки», поэтому темп движения резко снижается. Ночью эти птицы беспомощны. Обычно голуби не поднимаются выше 100-150 метров и «стелятся» по долинам. Не любят они и долго лететь над водой — хотя и догадываются иногда пересечь море на мачте попутного парохода.
Каким образом голуби находят дорогу, долгое время оставалось загадкой. Подобно многим животным, они чувствительны к магнитному полю, но и компас не поможет, если не знать свое положение относительно цели. Настоящий «секрет» голубя — в исключительно точных «внутренних часах», позволяющих ему безошибочно определять широту и долготу по положению Солнца.
«Дата рождения» голубиной почты теряется в глубине веков. Возможно, впервые этот вид связи начали использовать еще в Месопотамии во 2-3 тысячелетиях до нашей эры. Определенно известно, что в Древней Греции «крылатые вестники» использовались широко.
Греки применяли голубей преимущественно «в мирных целях». Но римляне еще в 43 году до н. э. при осаде Мутины передавали с их помощью и военные сообщения. А регулярная государственная голубиная почта была организована арабами в 12 веке.
Применение почтовых голубей долгое время ограничивалось их дороговизной. Голуби, в течение тысяч лет разводившиеся по всему миру на мясо, как и наши городские «сизари», могли перелетать разве что с крыши на крышу. Для дальней связи требовалось создать новую породу. В 12-13 веках специальный почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский конь.
В Европе первые упоминания о военном использовании голубиной почты относятся только к 16 веку. Настоящий же расцвет она пережила в 19-20 веках. В 1870-71 годах доставка официальной и личной корреспонденции из осажденного прусскими войсками Парижа осуществлялась почти исключительно голубями. Значение этой переписки было столь велико, что немцы создали специальный отряд соколов-перехватчиков для уничтожения французских голубей.
Как же голуби попадали обратно в Париж? Их завозили в осажденный город на воздушных шарах. И одной из птиц пришлось проделать этот путь 6 раз! Каждый день увешанные клетками с голубями французские «шарльеры» проплывали над позициями германцев... Вот тогда-то одному из сидящих в окопах прусских офицеров — графу Цеппелину — и пришла в голову мысль о создании дирижаблей для захвата господства в воздухе.
После войны благодарные французы поставили почтовому голубю памятник. И объявили всех дрессированных голубей Франции военнообязанными. В случае войны они подлежали передаче военному ведомству. В 1914 году Франция мобилизовала 100 тысяч птиц.
Так же поступили и в других странах. Еще в период Первой мировой войны один из британских голубей был удостоен звания полковника за заслуги по доставке сообщений. И даже в 1940 году, когда радиосвязь была развита хорошо, Англия «призвала» на военную службу 200 тысяч голубей.

Взято отсюда