Эрагон. На пороге Ренессанса

Объявление




ДОСКА НАПОМИНАНИЙ
(временная )



***

Приветствуем вас в Алагейзии, мире книг тетралогии К.Паолини "Наследие"!
Атра эстерни оно тхельдуин, что на языке эльфов означает: "Да сопутствует вам удача!"

[Мы рекомендуем...]

Ник: Путник
Пароль: след
















Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Эрагон. На пороге Ренессанса » Интересно и полезно » История доспехов


История доспехов

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Самым ранним видом брони стала шкура, заимствованная человеком у какого-нибудь другого животного. Шкура оборачивалась вокруг тела, либо просто набрасывалась на плечи и свисала сзади, прикрывая спину. Так был обмундирован Геракл и самые примитивные германские племена, напиравшие на Римскую империю еще до новой эры.
Можно конечно удивиться, почему герои древности считали более важным защитить спину, а не грудь. Но ответ на этот вопрос кроется в специфике варварской тактики ведения боя. Как отмечали античные источники, варвары не считали зазорным бегство, то есть показание противнику спины, и, если удары направленные в грудь еще можно было отбить, то избежать снарядов брошенных в спину было сложнее.

Иное развитие идеи защиты из шкур представляли панцири из нескольких слоёв кожи.
Кожа для изготовления панциря бралась максимально жёсткая и толстая — предпочтительно от буйвола. Носорог, правда, был бы еще лучше, но достать его шкуру часто было весьма проблематично. Затем путем вываривания в масле коже придавалась дополнительная твёрдость.
Ничего сверхъестественного, однако, не происходило — кожа есть кожа. Кираса из кожи весила более 4 кг, а полный доспех — 15 кг, но такая броня всё равно пробивалась стрелами из арбалета с дистанции 20—100 метров (в зависимости от конструкции арбалета и числа слоёв кожи), а на малых дистанциях и из мощного лука тоже. Подавно пробивался кожаный панцирь сильным ударом копья или меча и вовсе не защищал от оружия ударно-дробящего действия, хотя и выдерживал удары лёгких шпаг и кинжалов, пистолетные пули и ружейную картечь.
Кожаный панцирь был лучше, чем матерчатый, но, в принципе, обладал главным недостатком последнего: будучи вполне доступным, он часто не оправдывал себя. Однако уже не настолько, чтобы менее озабоченные необходимостью высокой подвижности конные воины пренебрегали им. Применялся он иногда и пехотой — но только за неимением лучшего.

Наиболее очевидным логическим продолжением данной идеи было сплошное покрытие кожаного (или тканевого) панциря металлической чешуей.
К воплощению этого замысла люди приступили очень рано, и первые чешуйчатые панцири были сделаны в Междуречье еще из меди. Затем чешую стали делать бронзовой, а еще позже стальной. В последнем виде она и приобрела большую популярность.
Преимущества чешуи были очевидны: сделать просто, так как выковывать приходится только небольшие плоские элементы; кроме того, эти элементы могли быть сделаны из твёрдой стали — из-за небольшого размера они не могли сломаться, разрубить же или проткнуть закалённую сталь практически невозможно. К тому же, крепились пластинки с нахлёстом, причём способом, исключающим проникновение клинка под одну из них с последующим пробитием кожаной основы.
При всей своей простоте, из всех разновидностей доспехов чешуя оказывалась самым надёжным — пробивалась только пулей, да и то не любой. Серьёзным недостатком чешуи был её вес — пластинки шли практически в два слоя и имели значительную толщину — все-таки сталь была хрупкой. Так что, если сплошной сочлененный рыцарский доспех XV века весил всего 25 килограммов, то чешуйчатый панцирь, прикрывающий только грудь, спину и бёдра, весил немногим меньше.
Несмотря на это, чешую использовали и ассирийцы, и греческие гоплиты, и римские всадники, и парфянские катафракты, и русские дружинники.

Альтернативой чешуе служил самый популярный доспех в Европе средних веков — кольчужный, представлявший собой, начиная с 12 в., кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.
Доспех полностью защищал тело, весил сравнительно немного (около  8 кг, полный с чулками до 15 кг), движений особенно не стеснял. Однако некоторые считают, что защиту хауберк давал весьма сомнительную. Вытянуть проволоку можно было только из самого мягкого и ковкого железа (кольца из твёрдой стали ломались бы и давали ещё худшую защиту), поэтому кольчужные доспехи все-таки рассекались саблей, протыкались копьём и разрубались мечом. Вовсе не защищала кольчуга и от дубин и булав, да и удар тяжёлого меча мог оказаться летальным даже без пробития доспеха.
В наиболее развитых регионах Европы кольчуга стала доступной для среднего горожанина только в XIV веке.

Матерчатый доспех (стёганка или линотракс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простеганных слоев материи, был распространен у множества народов, их использовали египтяне, греки, македонцы, ацтеки, но самый расцвет этого типа доспехов пришел на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия.
Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены среди ополчения.
Матерчатые доспехи были еще как-то эффективны в эпоху камня, дерева и кости, но с распространением металлического оружия защита их распространялась только на скользящие удары и попадания стрел на излете. Фактически их применение значительно уменьшало количество ран, но удар, достаточно сильный, чтобы оказаться смертельным, они не остановили бы.
В средневековье хороший, многослойный, стеганый доспех предоставлял достаточно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стеганой куртки поверх кольчуги одетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стеганые куртки в основном как поддоспешники, одевая их под латные и бригантные доспехи.
Защита в виде кафтана набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась на Руси, китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары.
Подобно рыцарской стеганой куртке, русские пеньковые доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так в XV-XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр.
Похожий принцип был применен и народами Кавказа. Легендарная валяная из шерсти бурка практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту еще более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако, хотя подушку невозможно разрубить, её легко проткнуть, — бурка легко пробивалась копьем или штыком.
Другим недостатком брони из валяной шерсти было то, что она оказывалась слишком толстой (нельзя было сделать бурки с рукавами), тяжелой и жаркой. Укрепить поверх нее другие доспехи было нельзя (хотя, кольчуга могла быть надета и под бурку).

Пластинчатые доспехи.
В Европе данный тип доспехов назывался Бригантиной. Его появление прослеживается с конца XIII века. Изначально пластины крепились на котту после чего начали крепится просто на тканевую основу. В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употребляться могла только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его весу.
При изготовлении упомянутой выше Бригантины, кольчуги и чешуи применялся металл только одного вида: железо в первых двух случаях и сталь — в третьем. Это сильно снижало затраты труда, но и сказывалось на качестве изделия. Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала сплошная и достаточно обширная металлическая пластина толщиной 1,2—2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки.

Всё это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные объемные цельнокованые детали. Изготовить их из дамаска было проще, чем методом сварки (ибо в последнем случае сварку слоев надо было осуществлять одновременно с приданием формы изделию), так что на Востоке еще во время арабского завоевания широко распространились кольчуги усиленные накладками, прикрывавшими грудь от ударов спереди и плечи от ударов сверху. Позже, с XII века большую популярность такие доспехи приобрели на Руси, а с XIV века стали попадаться и в Европе.
Кроме нагрудников и наплечей из сплошного металла изготавливались наручи, поножи, набедренники и т. д. Сборные кирасы постепенно заменялись цельноковаными, много более прочными.
Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись инородными, — как правило гибкими, — кольчужными или кожаными. Однако в Европе очень рано оценили преимущества жесткого бронирования и не остановились, пока не довели идею до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным, — сочлененным из отдельных деталей и закрывающим все тело. В значительной степени желание иметь такие и только такие доспехи было обусловлено тактикой действия рыцарской кавалерии. А именно теми двумя обстоятельствами, что тяжелая кавалерия часто атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов, и что король, нередко, считал необходимым находиться в первом ряду. Ведь, по традиции, Европе представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии, — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствии оных, ежегодно должны были биться на турнирах.
Сказать, однако, всегда проще, чем сделать. Для того, чтобы отковать из трёх полос металла плоский клинок, уже требовалось большое искусство. Трёхмерный же объект изготовить ковкой несравненно сложнее. Кроме того, площадь кирасы значительно больше площади клинка.
Первое время кирасы, наплечи, наручи, поножи, гульфики и прочие детали доспехов отливались из бронзы. Но, не говоря уж о том, что бронза не могла противостоять тяжёлым сварным клинкам, она скоро стала слишком дорогим материалом (медь и олово, необходимые для неё, распространены гораздо меньше железа). Так что уже римлянам пришлось решать проблему налаживания выпуска доспехов из сварных пластин.
Римлян, впрочем, такая задача не могла привести в затруднение, тем не менее, массовое производство кирас и в римское время обеспечивалось делением их на сравнительно технологичные элементы, которые затем соединялись общей кожаной основой. Однако, и изготовление сборной кирасы требовало умения делать довольно-таки крупные трёхмерные детали, что требовало высококвалифицированного труда.
Латные доспехи XV века гарантированно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали арбалетные болты и аркебузные пули с 25-30 метров, не пробивались дротиками, копьями и мечами (кроме двуручников), надежно защищали от ударов. Пробить их можно было только тяжелым рубящим оружием, либо гранённым остриём (клевца, пики, эстока) с хорошего замаха. Весил боевой латный доспех обычно порядка 25 килограммов. Если под него надевалась кольчуга, что было принято до конца XIV века, то общий вес защитного снаряжения мог достигать 32 килограммов. Тренированного человека такая масса, распределенная по всему телу, не слишком стесняла в движениях. Турнирные доспехи были намного массивнее из-за большей толщины металла, что и породило представление о неповоротливости и медлительности латников.
Во второй половине XV века жесткие кирасы стали массово поступать и на вооружение пехоты, по причине поступания кирас в массовое производство. Главным же недостатком лат в XVI веке стало широкое распространение огнестрельного оружия которому не могла противостоять ни одна кираса...

По материалам сайтов http://www.crpg.ru, http://www.bern.ru, http://ru.wikipedia.org

0

2

Типы бригантинного доспеха.

Самый ранний доспех с бригантиной состоял из кольчуги и бригантины либо в виде жилетки, либо просто нагрудника. Именно в такой доспех (а вовсе не в латы) были одеты Тевтонские рыцари на Чудском озере.

Латные «руки» и «ноги», появившиеся в начале XIV века, вплоть до последней четверти XIV века носились вместе с бригантиной просто потому, что из-за падения Рима в Европе разучились ковать кирасу. Поэтому встречающиеся на некоторых миниатюрах и фресках рыцари в «вёдрах», вышедших из употребления к концу XIV века, с явно латными руками и ногами, на самом деле одеты вовсе не в латы, а в бригантину с латной защитой рук и ног.
Латная защита рук и ног появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование наручей и поножей, позаимствованных во время Реконкисты у арабов. Вначале были позаимствованы кожаные наручи и поножи как самые простые в изготовлении (в остальной Европе эти кожаные наручи и поножи не обрели популярности). Затем, как только научились ковать металлические, представлявшие собой вначале почти плоские слабо выгнутые пластины, их тут же усовершенствовали, дополнив такими же пластинами, прикрывавшими бёдра и плечи (часть руки между локтём и плечевым суставом), получив тем самым примитивную латную защиту рук и ног. В качестве наплечников тогда использовались появившиеся ранее хлипкие прямоугольные щитки — ailette, похожие на погоны, покрытые геральдикой и изготовленные по той же самой технологии, что и настоящие деревянные щиты. Вскоре научились ковать настоящие трубчатые наручи и поножи. Защита бёдер и плеч стала совершеннее, а вместо ailette стали использовать настоящие металлические наплечники.

Доспех с бригантинной защитой рук и ног в XIV веке в чистом виде не встречался, так как для тех, кто не мог себе позволить полную латную защиту конечностей, была характерна смешанная защита. Например: на бёдрах — бригантинная защита, на голенях — шинные поножи, на руках — латная защита. Отдельные образцы полного бригантинного доспеха встречались уже в эпоху популярности лат — в XV—XVI веках —, причём отнюдь не у пехотинцев, а у некоторых членов высшей знати, таких как Император Священной Римской Империи Максимиллиан I, имевший в своей коллекции доспехов помимо лат ещё и полный бригантинный доспех миланского производства.

Шинно-бригантинный доспех - появился как альтернатива латно-бригантинному доспеху в связи с тем, что латную защиту конечностей мог тогда выковать не каждый кузнец-оружейник. Зато каждый мог наклепать по направлению вдоль кости металлические полосы (шины) на кожаные наручи или поножи, создав тем самым шинную защиту конечностей. Такую защиту дополняли металлическими налокотниками и наколенниками, а также перчатками и сабатонами (бронированной обувью) аналогичной или латной конструкции. В связи с тем, что данный тип защиты был менее жёстким, чем латная защита, кузнецы-оружейники прилагали особые старания к тому, чтобы защита из шин выглядела нарядно, обычно украшая их декоративными заклёпками.
Что любопытно, шинные наручи и поножи были известны в Европе и до XIV века, но в Тёмные века они исчезли на столетия. Только с появлением латной защиты они вернулись как альтернатива. При этом в Византии и на Востоке шинные наручи и поножи никуда не исчезали.

По материалам сайта http://ru.wikipedia.org

0

3

Виды латных доспехов

Латы — доспех из крупных металлических пластин.

Белый доспех — любой доспех белого цвета.
Белый доспех — любые латы не являющиеся воронёными, не покрытые тканью и не раскрашенные одновременно
Белый доспех (англ.white armour, нем.alwite) — первые и ранние полные латы, конца XIV-начала XV веков, названные так чтобы отличать их от бригантин. Эволюционировали в Италии в пузатый миланский доспех, а в Германии в угловатый кастен-бруст.
Ранние латы, называемые белый доспех, обнаруживают сходство как с миланским доспехом, так и кастен-брустом, при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения нагрудника кирасы с её напузником на кастен-бруст. В миланском доспехе напузник находится поверх нагрудника, в белом же доспехе напузник (если был) находился, как и в кастен-брусте под нагрудником. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как пузатой, подобно миланскому доспеху, так и с отвисшей грудью (выпуклой снизу), подобно кастен-брусту, но без угловатостей присущих кастен-брусту. Латная юбка была похожа на миланскую, но без набедренных щитков (tassets), в некоторых вариантах обнаруживая сходство с короткими вариантами юбок кастен-бруста. В отличие и от миланских доспехов и кастен-брустов,белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками. В качестве шлема обычно носился грандбацинет — надёжный шлем опирающийся на плечи, характерный как для кастен-брустов так и для миланских доспехов в стиле итал.alla francese (а-ля французский). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого.
Полных ранних лат, к сожалению до наших дней не дошло, а отдельные сохранившиеся части, могут трактоваться и как детали ранних миланских доспехов.

Готический доспех — германский доспех второй половины XV, характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем — салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску. Кроме того, как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление, которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости. Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений, так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки-полурукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно.
Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех — итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века — до появления  Максимилиановского доспеха, а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).

Гринвичский Доспех (англ.Greenwich Armour) — доспехи XVI века, производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными германскими оружейниками.
Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 и имели полное название "англ.The Royal 'Almain' Armouries" (буквально - "Королевские 'Германские' Арсеналы", где фр. Almain французское название Германии). Поскольку мастерские были созданны для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином возглавившим производство стал William Pickering в 1607 году.
Хотя доспехи и должны были по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, но тем не менее они несли в себе как германские так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерий), выделяют в отдельный английский стиль.

Кастен-Бруст(нем.Kastenbrust — буквально «коробчатая грудь») — германские доспехи первой половины XV века. Помимо коробчатой груди для этих доспехов были характерны шлем — гранд-бацинет (круглый шлем опирающийся на плечи, с забралом, перфорированным ниже зрительных щелей), очень длиная латная юбка и латные рукавицы.
К сожалению, при наличии большого количества изобразительных источников, однозначно доказывающих распространённость данных доспехов в Германии в первой половине XV века (то есть до появления готических доспехов во второй половине XV века), до наших дней дошло крайне мало доспехов. И до последнего времени считалось что единственный сохранившийся образец кастенбруста находится в Ратхаусе (Rathaus) в Вене и датирующаяся 1440 годом (шлем, часть защиты руки (включая латные рукавицы) и некоторые другие из частей доспеха, к сожалению, утеряны). Но недавно кастенбруст из Глазго, считавшийся ранее подделкой, на основнии металлографического анализа был признан подлинным.
Что касается кирасы хранящейся в Metropolitan Нью-Йорка, то нет однозначного мнения можно ли её отнести к кастенбрустам. Кроме-того некоторые исследователи в частности Эварт Оакешотт написавший “European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution” ISBN 0-85115-789-0 , используют более строго определение того, что считать кастенбрустом, согласно которому ни кастенбруст из Вены ни кастенбруст из Глазго, к кастенбрустам не относятся по причине отсутвия угловатости.

Костюмный доспех - доспех в форме одежды, часто в форме одежды Эпохи Возрождения (например ландскнехтской одежды), но встречались также и доспехи, стилизованные под одеяния древних греков и римлян.
Пик моды на подобные доспехи пришёлся на первую четверть XVI века - расцвет эпохи возрождения, восход ландскнехтов и кирасиров, и начало заката рыцарства. Именно последние рыцари, овеянные духом Эпохи Возрождения, были обладателями таких доспехов; именно такие безумно дорогие доспехи привели к тому, что многие дворяне, вместо того, чтобы по традиции пройти посвящение в рыцари в 21 год, предпочитали оставаться сквайрами и служить не в качестве рыцарей, а в качестве кирасиров, жандармов, рейтаров, гусар и т.п., и даже идти офицерами в пехоту, что всего лишь сотню лет назад было немыслимо для многих дворян. Обладание подобным крайне дорогим доспехом было вопросом престижа для рыцаря, ибо каждый рыцарь, прибывая на турнир или иное торжественное мероприятие, старался впечатлить окружающих. И если в прежние века - во времена кольчуг и бригантин - это обходилось в приемлемую сумму (для этого просто украшали шлемы раскрашенными гербовыми фигурами из папьемаше/дерева/пергамента, а поверх доспеха надевали сюрко понаряднее, покрыв также и коня нарядным покрывалом), то в XVI веке попытка впечатлить окружающих была разорительна. К тому же, в прежние времена турнирный доспех использовали и в бою, а в XVI веке мало кто надевал турнирный доспех в сражении. Существовали и специальные доспешные гарнитуры, в которых к обычному доспеху прилагались дополнительные части, превращавшие его в турнирный, но такие гарнитуры тоже стоили очень дорого, а выглядели хуже костюмных доспехов. При этом не все костюмные доспехи были пригодны для турниров. Так, очень модные и престижные доспехи, стилизованные под античность, например в стиле итал.alia romana (а ля римский), из-за недостаточной защиты были непригодны для турниров, при том, что такой доспех стоил намного дороже боевого. Владелец подобного доспеха, хоть и щеголял в нём на турнире, но всё же для поединка надевал другой доспех. Не каждый участник турнира мог позволить себе иметь помимо турнирного доспеха ещё и доспех "под античность", пригодный лишь для парада. Другие типы костюмных доспехов, например в стиле "de fajas espesas", были пригодны и для турнирных боёв, так как обеспечивали хорошую защиту, в связи с чем большой популярностью пользовались доспехи, имеющие вид одежды XVI века. Цена таких доспехов определялась не только обилием украшений из золота и качеством, но и сложностью изготовления: поскольку одежда той эпохи часто имела вычурные элементы (например огромные пышные рукава), выковать такой доспех мог не всякий кузнец -, так что наиболее впечатляющие доспехи были также и самыми дорогими.

Ламеллярный доспех (от лат. lamella — пластинка, чешуйка) — общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин, наиболее известный пример классические самурайские доспехи (в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная так и шинная конструкция элементов доспеха). За пределами Японии обычно был в форме жилетки надеваемой поверх кольчуги. Но на Востоке встречался так же и в форме ламмелярного халата (длинной до колен с разpезами спереди и сзади, и рукавами до локтей, как правило в сочетании с наручами и поножами), в некоторых вариантах очень похожего на японский доспех.
Существует аналогичный доспех именующийся ламеллярная чешуя, но отличающийся от ламелляра тем, что пластинки сплетены не снизу-вверх а сверху-вниз. Такая разница в плетении связана с тем, что при тычке пехотинца снизу во всадника, одетого в чешую, остриё оружия проскользнёт между чешуек и поразит его, но если всадник одет в ламелляр, то остриё просто соскользнёт с доспеха; с точностью до наоборот обстоит с пехотинцем: при тычке сверху с коня остриё оружия пройдёт между чешуек ламелляра, но соскользнёт с чешуи. Что любопытно, пластины ламелляра не обязательно были металлическими: существовали ламелляры в которых пластины представляли собой несколько слоёв прокленой кожи, носившиеся не очень богатыми воинами, которые могли позволить себе доспех, но не могли позволить ламмеляр из металлических пластин (исключение некоторые парадные доспехи богатых воинов, которые иногда тоже делались из кожи, а не металла). в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате). в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин.

Ландскнехтский доспех — неполный доспех, носившийся ландскнехтами, комплектация и цена доспеха зависела от звания и жалования ландскнехта. Доспех, носившийся как ландскнехтами на двойном жаловании, так и небогатыми кирасирами.

Максимилиановский доспех — германский доспех первой трети XVI века (или 1515-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I, а также с намёком на максимальность защиты. При этом название «максимилиановский» не означает того, что любой доспех носившийся Максимилианом I является максимилиановским.
По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами в стиле итал.alla tedesca (аля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха, такие как обилие рёбер жёсткости (изготовленных путём гофрирования), позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе. При этом доспех, в отличие от готического подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха, ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и главное практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально. Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования, в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости, при котором края доспеха выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым путём дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, в результате чего крупные пластины получали по краям очень жёсткие рёбра жёсткости. Что любопытно: у итальянских итал.alla tedesca (а ля германский), края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не заворачивались. В готических доспехах же вместо выгибания края пластин гофрировались, и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.
Непосредственным предшественником максимилиановских доспехов являются доспехи в стиле Schott-Sonnenberg (по Оакешотту) имеющие многие признаки максимилиановских доспехов, и отличающиеся, прежде всего отсутствием рифления, а также рядом других менее заметных признаков, включая отсутствие выгнутости краёв выполненной в виде витой верёвки как у максимилиановского доспеха.
Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость, при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.
Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Миланский доспех — итальянский доспех конца XIV — начала XVI века, иногда называемый «итальянской готикой». Экспортный вариант назывался alla francese(аля французский) и имел шлем гранд-бацинет и остроносые сабатоны.

Парадный доспех — доспех для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог являться непригодным для боя, в Европе нередко одновременно являлся турнирным доспехом.

Полный доспех достиг совершенства в середине XV в. До нас дошло лишь немного полных комплектов: большинство доспехов этого времени, выставляемых в богатейших музеях, представляют собой "собрания", то есть доспехи, дополненные различными разрозненными элементами, однако они вполне передают дух этого элегантного вооружения. Изготовление полного доспеха требовало большого опыта и редкого искусства. Хотя Патье, Бурж, Париж, Аррас, Гент и многие другие европейские города также пользовались доброй репутацией, важнейшие центры - Аугсбург в Германии и Милан - производили огромное количество доспехов, пользовавшихся спросом, несмотря на ужасные цены. Не один дворянин разорился, чтобы приобрести "белый доспех" с клеймом Миссаглиа, Негррни или Хельмсшильда, самых знаменитых династий оружейников - "кузнецов и полировальщиков", итальянских masteri armaoli или немецких Planner. Было бы несправедливо не отметить рядом с этими знаменитейшими оружейниками других выдающихся мастеров, таких как Ганс Грюнвальт, Валентин Сибенбургер и Вильгельм фон Вармс из Нюренберга, Конрад Сезенхофер и Адриан Трейц из Инсбрука или Кольман из Аугсбурга. Кроме того, множество доспехов было изготовлено в небольших мастерских, рассыпанных по всей Западной Европе. Не имея ни марки, ни клейма, они свидетельствуют об огромном искусстве мастеров. Иногда рассматриваемые с подозрением, эти анонимные доспехи отличаются от подделок строгостью линий, гармоничными пропорциями и "живым" видом - качествами, которые изготовители подделок не могли воспроизвести. Гарантийная марка или клеймо мастера, которые было легко подделать, сами по себе вовсе не гарантируют подлинности и не вводят в заблуждение экспертов. Доспехи, представленные в музеях Франции, датируются по большей части XVI в. и показывают большое различие в человеческом росте. Особенно удивительно то, что в наши дни человек среднего сложения обычно оказывается не в состоянии "влезть" в доспех обычного размера, и особенно в кирасу и наколенники. Говорят, что в XVI в. французы отличались непомерной худобой колен. Нам теперь приходится отказаться от представлений о гигантских воинах, о которых говорят исторические предания. Однако наши предки не были и тщедушными карликами, они были худощавы и мускулисты, при среднем росте 160 см в романских областях и несколько выше - в германских.

Стёганка - доспешная одежда из множества слоёв ткани. Нередко набитая (в зависимости от региона) паклей, ватой, конским волосом, и иногда пропитанная солью. В зависимости от эпохи, региона и сословия считалась либо доспехом либо поддоспешником.
Например, для рыцарей стёганка не являлась доспехом и носилась ими исключительно как поддоспешник - амортизатор, надеваемый под доспех. Но для пехоты в центральной и западной Европе, начиная с тёмных веков вплоть до XV века,стёганка считалась доспехом, и часто была единственным доспехом, который могла позволить себе пехота. При этом и в XV веке, бедные пехотинцы, в небогатых регионах продолжали носить стёганку. Что касается рыцарских коней, то вплоть до Столетней Войны, когда оказалось, что кони без надёжной защиты под ливнем стрел, просто недоскакивают до лучников, конский доспех (если имелся), часто состоял лишь из стёганкибез кольчуги. При этом до появления бригантин,стёганка нередко надевалась рыцарями не только под, но и поверх кольчуги.
Что касается региональных различий, то например в Нигерии стёганка считалась доспехом для местных аналогов рыцарей, ездивших на конях тоже облачённых в стёганку. При этом их пехота была бездоспешной. На Востоке (Средняя Азия и Ближний Восток), стёганка довольно часто надевалась поверх металлических доспехов, с целью защиты от перегрева на солнце.
Про степень защиты стёганки, существует полулегендарная история о том как индейцы очень удивили Кортеса тем, что при испытании стрела с обсидиановым (фактически каменным) наконечником пущенная индейцем с лёгкостью пробила кольчугу, но завязла в местной очень толстой стёганке.

Тегиляй — самые дешёвые русские доспехи XVI в., заимствованный от татар: длиннополый распашной кафтан с высоким стоячим воротником, на толстой, простёганной подбивке, в которую часто вшивали обрывки кольчуг, бляхи и т. п.
Будучи одеждой в роде кафтана с короткими рукавами и с высоким стоячим воротником, подбитый ватой или пенькой и насквозь простёганный, тегиляй обладал достаточными защитными качествами и носился вместо доспехов небогатыми ратниками. В этом случае тегиляй делался из толстой бумажной материи и по груди мог обшиваться металлическими пластинками. Под стать тегиляю была "шапка бумажная", которая делалась на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей и иногда усиливалась кольчужной сетью, помещённой в подкладку. Иногда шапка снабжалась железным наносьем.

Турнирный доспех — доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV - всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были не пригодны для настоящего боя. Так как классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Вместе с тем, кроме узкоспециализированных доспехов, существовали так же и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей, из которого можно было собрать как любой турнирный доспех, так и боевой доспех, и даже парадный доспех.

По материалам сайта http://ru.wikipedia.org

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


► Дополнительные смайлики◄

>>>Новые символы <<<




 


Вы здесь » Эрагон. На пороге Ренессанса » Интересно и полезно » История доспехов


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно